Зачем говорить «нет»?

Иногда бывает, что люди договариваются о чем-то со мной и пропадают. Ни звонка, ни смс, сами не отвечают. Вот поймала себя на очередной порции раздражения по этому поводу с мыслью: «Ну хоть смс можно было бы кинуть, невелико дело!». Выдохнула и подумала – а может велико? Да, конечно, можно просто забыть предупредить. Хотя… Вот написала, и мой психологический мозг тут же нудно талдычит «здесь тоже все не просто».

Простые в общем-то вещи – звонок или смс – оказываются вдруг совершенно неподъемными для некоторых людей. Да и снять трубку и ответить – тоже. Десять лет назад в пору кризиса судьба забросила меня работать в сферу недвижимости. И там я регулярно встречалась с этим феноменом – люди не приходят на заранее назначенную встречу и перестают брать трубку. А кто не сталкивался в личной жизни с подобного рода «пропажами»? Общаешься, даже встречаешься с человеком, в крайних случаях бывают даже отношения – и в какой-то момент человек просто растворяется в воздухе. На мой взгляд, эти все случаи связывает одна тема – избегание совершения отказа. Человек не может сказать «нет» в какой-то момент и просто рвет контакт.

как сказать нет

Раздражает ужасно, ведь процесс просто рвется, оставляя внутри ощущение незавершенности и непонимания.  «Что такое с людьми?» — возмущается внутренний голос. «А что со мной?» — в ответ спрашиваю я. Даже сейчас в некоторых моментах произнесение слова «нет» вызывает определенный скрип в душе. Но когда-то это был даже не скрип, а скрежет… Как при попытке открыть железный засов, закрытый пару веков назад. ))) Отказывать было страшно. Так страшно, что проще было не вступать в контакт, чтобы потом не пережить весь спектр чувств, если вдруг придется сказать «нет».

Страшно обидеть другого. Страшно получить агрессию в ответ (и не всегда этот страх не обоснован). Страшно, что не справишься с этой агрессией. А еще стыдно. Кто-то старался, вкладывался, а тут ты все обламываешь. Человек расстроится. А ведь многие из нас с детства усвоили простую «истину» — ни в коем случае нельзя расстраивать других людей, особенно папу с мамой: «Хорошие девочки (мальчики) так себя не ведут!».  Парадоксально, но мы порой делаем неприятно и больно другим людям, отчаянно желая оставаться хорошими. Хорошие люди ведь никого не злят и не расстраивают. Часто они терпят неприятный для них опыт, только бы не потерять одобрение другого, а вместе с тем отношения. Или наоборот, сбегают, не оставив другому возможности как-то отреагировать на их действия. Сбегают, чувствуя вину и пытаясь избежать наказания. Только вина, мне вот кажется, в таком случае никуда  не денется. И, возможно, лишь будет копиться с каждым новым таким побегом.

Что такое «нет» в данном случае? Это ясная граница, которая проходит между нужным мне опытом и опытом мне чуждым. Неумение отказывать – это неумение ставить эту границу адекватно. Человек либо ее проваливает, сливаясь с желаниями другого и соглашаясь на то, что ему не нужно, не нравится или даже неприятно: деятельность, отношения, услуги и т.п. Или ставит эту границу за километры от себя, не подпуская людей. Либо подпускает до тех пор, пока все устраивает, а как только что-то оказывается не так (а может даже еще и не оказалось, а только показалось), сбегает. Сбегает, потому что просто не знает как или не может поставить эту границу, не почувствовав себя при этом виноватым.

На самом деле здоровый отказ дает возможность внести ясность и остаться в контакте (если это необходимо), очертив ясно зону приемлемого для себя. Он позволяет изменить отношения в ту сторону, которая устраивает всех участников (конечно, не всегда это возможно, но довольно часто вполне вероятно). Позволяет закрепить более здоровые модели поведения – например, перестроив рабочие отношения на справедливых началах (в данном случае я, например, про переработки без оплаты, которые многие терпят, стиснув зубы) или партнерские на взаимовыгодных условиях.  Поэтому умение отказывать – это очень полезный навык.

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *