Кучеренко Е. Ю.

Исследования взаимоотношений человека и времени становятся все более актуальными для  отечественной науки в связи с современными тенденциями – ускорением темпа жизни, высокой степенью неопределенности жизненных ситуаций, повышением требований к организации  времени человеком со стороны общества.

Однако до сих пор не существует единой теории психологического времени личности – исследователи данного феномена сосредоточиваются на отдельных сторонах проблемы.

Для более ясного понимания проблематики анализируемой темы попытаемся систематизировать многообразие подходов к психологическому времени личности, выделив основные направления исследований.

Центральной проблемой биографического подхода является жизненный путь человека как истории формирования и развития личности в объективном биографическом времени. В рамках данного направления осуществляется анализ процесса жизни человека, его структура, изучаются социобиологические и социально-психологические аспекты жизненного пути и их влияние на личность (Ш. Бюлер, 1933; П. Жане, 1979; Б. Г. Ананьев, 2001).

Пространственно-временной подход опирается на идею К. Левина (1951) о существовании «психологического поля», которое включает актуальное состояние человека и его представления о своем прошлом и будущем, субъективно переживаемые как одновременные и в равной степени определяющие поведение человека. Последователи Левина подчеркивают обусловленность временного поля такими факторами как ценности и смыслы (Л. А. Регуш, 2003; М. Г. Гинзбург, 1994).

Когнитивно-мотивационная концепция Ж. Нюттена (2004) фокусируется на понятии временной перспективы, характеризуемой как пространство, в котором строится когнитивно переработанная мотивацияичеловеческой деятельности.

Личностный подход опирается на идею С. Л. Рубинштейна (2002) субъекте жизни. Предметом исследования здесь является взаимодействие человека с миром, определяющееся уровнем развития личности и способом построения человеком своей жизни (К. А. Абульханова-Славская 1991, 2001; Т. Н. Березина, 2001; В. Ф. Серенкова, 1995; Л.Ю.  Кублицкене, 1995).

В основе причинно-целевой концепции лежит изучение реальных взаимосвязей прошлого, настоящего и будущего в структуре психологического времени, где особая важность приписывается анализу влияний событий друг на друга и на жизнь в целом (Е.Г. Головаха, А.А. Кроник).

В рамках экспериментального направления изучаются проблемы восприятия и оценки времени в норме и патологии, формирования временной структуры поведения на психофизиологическом и личностном уровнях (Д.Г. Элькин, 1961; Н.И. Моисеева В.М. Сысуев, 1981; Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, 1981).

В русле прикладного направления активно развивается тайм-менеджмент – комплекс методик и упражнений, направленных на формирование навыков управления временем, обучение методам постановки целей и планирования с целью повышения эффективности деятельности.

Подводя итог анализу различных направлений в изучении заявленной проблемы, можно отметить, что в основном исследования феномена психологического времени фокусируются на одной из сторон структурной организации человека, например, индивидных (Н.Н. Брагина, Т.А.  Доброхотова, 1981) или личностных (К.А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина, 2001) свойствах. Мы полагаем, что существует необходимость комплексного подхода к данной проблеме,  поскольку вся структура человека определяет его функционирование во времени. В исследовании планирования будущего мы будем опираться на данную точку зрения. Согласно нашей гипотезе, планирование человеком своего будущего обуславливается его свойствами как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Целью дальнейшей работы будет эмпирическая проверка данной гипотезы.

(Психология XXI века: Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 24-26 апреля 2008 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Н.В. Гришиной — СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2008.)