Кучеренко Е.Ю.

Характерными особенностями современной действительности являются ускорение темпа жизни, увеличение возможностей для самореализации, динамичность и неопределенность жизненных ситуаций. Все это выдвигает к современному человеку повышенные требования в области организации собственной жизни – целеполагания, планирования, прогнозирования, саморегуляции – процессов, взаимосвязанных с временными характеристиками самосознания. Как отмечает         К.А. Абульханова, «время – это ценность, поскольку нам дается наполнить его глубоким содержанием и реализовать себя в нем» [Абульханова, Березина, 2001. С. 5].

Психологическое время может быть представлено в различных масштабах – ситуативном, биографическом, историческом. Биографический масштаб включает в себя определенную систему обобщенных временных представлений, являющуюся своеобразной концеп­цией времени личности в масштабе ее жизни [Головаха, Кроник, 1984]. В сознании человека представлены три временные модальности – психологическое прошлое, настоящее и будущее.

Представления о будущем могут различаться по степени конкретности – от наименее оформленных, зачастую отвлеченных от конкретных обстоятельств жизни – мечты, до образа буду­щего, обладающего высокой степенью конкретности, когда человек хорошо представляет желаемые цели и наметил средства для их достижения [Злобина, 1985]. Проблема психологического времени получила развитие в работах К.А. Абульхановой (1991, 2001), В.И. Ковалева (1995), М.Г. Гинзбурга (1994). Однако большинство исследований выполнены вне связи с возрастным развитием личности.

Тема планирования человеком своего будущего пока не получила должного раскрытия в психологии. Планирование зачастую рассматривалось как планирование дел и мероприятий [Калинин, 2006]. Наибольшего внимания проблема личностных аспектов планирования будущего удостоилась в работе К.А. Абульхановой и Т.Н. Березиной (2001). Способность к организации времени, его использованию как ценности для саморазвития, самосовершенст­вования субъекта есть важнейшая жизненная способность личнос­ти, пишут авторы. К.А. Абульханова и Т.Н. Березина выявили и доказали эмпирически гипотезу о существовании трех типов жиз­ненных перспектив: когнитивной, личностно-мотивационной и жизненной.

Результаты исследования планирования времени, проведенного В.Ф. Серенковой (1995), выявили типологию особенностей планирования. У разных типов планирование имеет разную на­правленность: из настоящего в будущее (когда планирование времени сво­дится к планированию реальных дел и событий); из будущего в настоящее (проблемное планирование, постановка идеальных целей). В этой связи особый интерес представляет взаимосвязь планирования будущего с личностными и субъектными характеристиками индивидуальности, в частности с индивидуальной структурой самосознания и осознанной саморегуляции. Индивидуальные особенности саморегуляции, которые включены во временные и содержательные аспекты самосознания личности, занимают существенное значение в саморазвитии взрослого человека. Б.Г. Ананьев связывал функцию саморегулирования и самоконтроля развития с рефлексивными характеристиками личности, так как они «наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками…» [Ананьев, 2002. С. 267].

Согласно нашим гипотезам, существует взаимосвязь между отношением ко времени, планированием будущего и индивидуально-психологическими особенностями; данные взаимосвязи подвержены возрастной изменчивости, т. е. в периоды ранней и средней взрослости эти показатели имеют значимые различия. Таким образом, целью настоящей работы является изучение взаимосвязей отношения ко времени, планирования будущего и индивидуально-психологических особенностей в период взрослости. Исходя из цели исследования, были поставлены следующиезадачи:

1. Изучить индивидуально-психологические особенности: характеристики самосознания и саморегуляции в период взрослости.

2.  Изучить отношение ко времени в период взрослости.

3.  Рассмотреть особенности планирования будущего в период взрослости.

4.  Изучить возрастные различия в данных параметрах.

5.  Проанализировать взаимосвязь отношения ко времени и индивидуально-психологических особенностей.

6. Проанализировать взаимосвязь планирования будущего и индивидуально-психологических особенностей.

7.   Проанализировать взаимосвязь отношения ко времени и планирования будущего.

В качестве объекта исследования выступили 50 человек в двух возрастных категориях: студенты в возрасте от 20 до 25 лет (М = 22) и взрослые в возрасте от 35 до 45 лет (М = 40,7).

Методики. 1) Анкета, разработанная для данного исследования с целью выявления особенностей планирования будущего у участников. Анкета позволяет выяснить следующие вопросы: количество актуальных целей участника исследования, продумывает ли он пути достижения целей, наличие в системе целей взаимосвязей и противоречий, краткость или детализированность планирования и т.д. 2) Семантический дифференциал. 3) Временные ориентации Е.И. Головахи и А.А. Кроника. 4) Рисунок времени. 5) Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.           6) «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенное исследование показало, что для данной выборки характерен средний уровень самооценки. Структура взаимосвязей компонентов самосознания в период ранней и средней взрослости имеет не очень существенные различия. У взрослых активность Я в большей степени зависит от самооценки, у студентов – от самооценки и уровня притязаний личности.

Для периода взрослости характерна тенденция воспринимать будущее более положительным, сложным и упорядоченным, нежели прошлое и настоящее. Настоящее же выступает наиболее активным из всех временных образов. Это может объясняться тем, что поведение и деятельность человека осуществляются именно в актуальном настоящем, тогда как будущее – проективное пространство, насыщаемое будущими делами и событиями, обычно наиболее желаемыми для личности, что определяет его более позитивный образ.

Студенты склонны воспринимать время более сильным и сложным, а будущее – более сложным, чем взрослые, что может объясняться меньшими навыками управления временными ресурсами по сравнению с 35–45-летними людьми, а также более протяженной временной перспективой. Для периода средней взрослости характерно наделение прошлого большей активностью, что объясняется тенденцией к переоценке прошлого опыта на данном этапе жизненного пути.

Анализ внутрифункциональных взаимосвязей параметров отношения ко времени выявил различия в их структуре между двумя возрастными группами. В качестве интегратора временной картины в периоды ранней и средней взрослости выступают различные параметры.

Особенности планирования будущего в период взрослости характеризуются тенденцией подробно продумывать цели, а также пути их достижения. Большинство целей относятся к ближайшему десятилетию. Цели взрослого человека в большей степени основаны на собственных желаниях и ориентированы на дальнейшее развитие личности (рис. 1).

Выявлены значимые различия особенностей планирования в период ранней и средней взрослости. Для студентов характерна более протяженная временная перспектива, большее количество целей и сфер, в которых осуществляется планирование (табл. 1). Эти различия могут объясняться тем, что молодым людям только предстоит решать многие задачи, которые уже не стоят перед следующим поколением – создание семьи, устройство на работу по будущей специальности, получение новых знаний и опыта.

рисунок к статье

Рис.1. Обусловленность целей взрослого человека

Таблица 1

Значимые отличия групп по параметрам планирования будущего

Показатель Среднее значениев группе «Взрослые» Среднее значениев группе «Студенты» t-критерий p
Количество целей 4,24 7,32 4,23 0,00
Количество сфер 3,88 4,84 2,10 0,04
Максимальный срок планирования 7,75 13,04 2,49 0,02

Данная выборка характеризуется средним уровнем осознанной саморегуляции. Все звенья этого процесса развиты примерно в равной степени. Наиболее часто встречающимися являются люди со вторым и пятым типом профиля саморегуляции поведения. То есть как те, для которых характерна четкость постановки целей, тщательное планирование, назначение конкретных сроков ее выполнения, гибкость реализации программы, так и те, которым свойственны неопределенность и непостоянство планов и недостаточная самоорганизация деятельности.

Анализ внутрифункциональных взаимосвязей параметров саморегуляции в каждой возрастной группе показал, что к периоду средней взрослости система саморегуляции приобретает большую интегрированность, а вместе с ней, вероятно, большую устойчивость и значительное влияние на поведение человека. Он также выявил большее количество корреляций между данными параметрами в период средней взрослости. Данная взаимосвязь может иметь двойственное значение. С одной стороны, развитие с возрастом системы осознанной саморегуляции обусловливает успешность человека в реализации своей деятельности, что логично влияет на то, как он оценивает себя. С другой стороны, развитие личности предполагает развитие ее представлений о себе, способностей к рефлексии, что влияет на успешность осуществления процесса осознанной саморегуляции.

Анализ межфункциональных взаимосвязей особенностей самосознания и планирования будущего показал различную роль самосознания в процессах планирования в разные периоды взрослости. У молодых людей особенности их представлений о себе являются определяющими при построении гармоничной системы целей. С возрастом значение данных параметров снижается.

В периоды как ранней, так и средней взрослости самосознание личности играет существенную роль в отношении человека ко времени. Однако изучение межфункциональных связей особенностей самосознания и отношения ко времени в двух возрастных группах выявило их различную структуру на разных этапах. Для периода ранней взрослости характерна ведущая роль активности Я, тогда как в период средней взрослости эта роль принадлежит силе Я. Данные различия могут иметь следующее объяснение. Молодые люди находятся в начале своего самостоятельного пути, они полны сил и стремятся реализовать себя, ориентируясь на будущее, что определяет их отношение ко времени как динамичному, стремительному процессу, развитию. Взрослые же к данному периоду своей жизни обычно достигают определенного уровня, статуса, который выражается в ощущении силы или слабости собственного Я, что обусловливает отношение взрослого человека к своему прошлому, настоящему и будущему, а также времени в целом.

Корреляционный анализ показал, что индивидуальные особенности саморегуляции, в частности стилевые, оказывают влияние на характер планирования человеком своего будущего. Сравнение взаимосвязей данных параметров в группах студентов и взрослых показало, что с возрастом это влияние усиливается, что объяснимо исходя из уже установленного факта совершенствования системы саморегуляции в процессе онтогенетического развития человека. Выявлены взаимосвязи особенностей осознанной саморегуляции и отношения ко времени. Сравнивая группу студентов и взрослых, можно отметить, что хотя по содержанию взаимосвязи данных параметров несколько различаются, их характер остается устойчивым на протяжении всего периода взрослости.

Анализ межфункциональных связей отношения ко времени и особенностей планирования будущего показал, что данные взаимосвязи подвержены возрастной изменчивости. В период ранней взрослости эти связи менее устойчивы, и ведущую роль играют оценочные компоненты временных образов. В зависимости от того, как молодые люди оценивают свой прошлый опыт и актуальную жизненную ситуацию, насколько оптимистично смотрят в будущее, формируются их планы на будущее. Положительная оценка обусловливает построение гармоничной системы целей. В период средней взрослости взаимосвязи параметров становятся более тесными, и главную роль начинает играть силовая характеристика временных образов, тот потенциал, которым обладает время жизни.

ВЫВОДЫ

1. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что существует взаимосвязь между отношением ко времени, планированием будущего и индивидуально-психологическими особенностями. Анализ и интерпретация результатов показали, что взрослый человек воспринимает время сквозь призму своего Я. Сформированные представления о времени, а также о себе самом определяют готовность человека взаимодействовать со временем, а также способ, которым он будет это делать, и таким образом влияют на индивидуальные особенности планирования.

2. Уровень развития осознанной саморегуляции обусловливает способность взрослого человека осуществлять планирование собственного будущего, а ее стилевые особенности, вероятно, оказывают влияние на специфику этого планирования. Обнаружены возрастные различия в отношении ко времени в целом и будущему, в частности. Выявлено, что с возрастом меняется структура временной картины самосознания. В периоды ранней и средней взрослости люди по-разному планируют свое будущее, что взаимосвязано с развитием самосознания и системы осознанной саморегуляции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты углубляют представления о развитии самосознания и саморегуляции в период взрослости, особенностях планирования будущего в связи с возрастным развитием и психологическими характеристиками. Они могут быть использованы в работе со взрослыми, позволяя усовершенствовать приемы консультирования, а также в разработке прикладных программ, направленных на развитие способности к планированию, в частности в тайм-менеджменте.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.
  4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984.
  5. Злобина Е.Г. Диалектика индивидуального жизнетворчества // Жизнь как творчество. – Киев: Наукова думка, 1985.
  6. Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени // Гуманистические проблемы психологической теории. – М.: Наука, 1995.
  7. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Там же.
  8. Гинзбург М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
  9. Калинин С.И. Тайм-менеджмент. – СПб.: Речь, 2006.

(Сборник статей по материалам лучших дипломных работ выпускников факультета психологии СПбГУ 2007 года, СПб., 2008.)