Кучеренко Е.Ю.
Характерными особенностями современной действительности являются ускорение темпа жизни, увеличение возможностей для самореализации, динамичность и неопределенность жизненных ситуаций. Все это выдвигает к современному человеку повышенные требования в области организации собственной жизни – целеполагания, планирования, прогнозирования, саморегуляции – процессов, взаимосвязанных с временными характеристиками самосознания. Как отмечает К.А. Абульханова, «время – это ценность, поскольку нам дается наполнить его глубоким содержанием и реализовать себя в нем» [Абульханова, Березина, 2001. С. 5].
Психологическое время может быть представлено в различных масштабах – ситуативном, биографическом, историческом. Биографический масштаб включает в себя определенную систему обобщенных временных представлений, являющуюся своеобразной концепцией времени личности в масштабе ее жизни [Головаха, Кроник, 1984]. В сознании человека представлены три временные модальности – психологическое прошлое, настоящее и будущее.
Представления о будущем могут различаться по степени конкретности – от наименее оформленных, зачастую отвлеченных от конкретных обстоятельств жизни – мечты, до образа будущего, обладающего высокой степенью конкретности, когда человек хорошо представляет желаемые цели и наметил средства для их достижения [Злобина, 1985]. Проблема психологического времени получила развитие в работах К.А. Абульхановой (1991, 2001), В.И. Ковалева (1995), М.Г. Гинзбурга (1994). Однако большинство исследований выполнены вне связи с возрастным развитием личности.
Тема планирования человеком своего будущего пока не получила должного раскрытия в психологии. Планирование зачастую рассматривалось как планирование дел и мероприятий [Калинин, 2006]. Наибольшего внимания проблема личностных аспектов планирования будущего удостоилась в работе К.А. Абульхановой и Т.Н. Березиной (2001). Способность к организации времени, его использованию как ценности для саморазвития, самосовершенствования субъекта есть важнейшая жизненная способность личности, пишут авторы. К.А. Абульханова и Т.Н. Березина выявили и доказали эмпирически гипотезу о существовании трех типов жизненных перспектив: когнитивной, личностно-мотивационной и жизненной.
Результаты исследования планирования времени, проведенного В.Ф. Серенковой (1995), выявили типологию особенностей планирования. У разных типов планирование имеет разную направленность: из настоящего в будущее (когда планирование времени сводится к планированию реальных дел и событий); из будущего в настоящее (проблемное планирование, постановка идеальных целей). В этой связи особый интерес представляет взаимосвязь планирования будущего с личностными и субъектными характеристиками индивидуальности, в частности с индивидуальной структурой самосознания и осознанной саморегуляции. Индивидуальные особенности саморегуляции, которые включены во временные и содержательные аспекты самосознания личности, занимают существенное значение в саморазвитии взрослого человека. Б.Г. Ананьев связывал функцию саморегулирования и самоконтроля развития с рефлексивными характеристиками личности, так как они «наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками…» [Ананьев, 2002. С. 267].
Согласно нашим гипотезам, существует взаимосвязь между отношением ко времени, планированием будущего и индивидуально-психологическими особенностями; данные взаимосвязи подвержены возрастной изменчивости, т. е. в периоды ранней и средней взрослости эти показатели имеют значимые различия. Таким образом, целью настоящей работы является изучение взаимосвязей отношения ко времени, планирования будущего и индивидуально-психологических особенностей в период взрослости. Исходя из цели исследования, были поставлены следующиезадачи:
1. Изучить индивидуально-психологические особенности: характеристики самосознания и саморегуляции в период взрослости.
2. Изучить отношение ко времени в период взрослости.
3. Рассмотреть особенности планирования будущего в период взрослости.
4. Изучить возрастные различия в данных параметрах.
5. Проанализировать взаимосвязь отношения ко времени и индивидуально-психологических особенностей.
6. Проанализировать взаимосвязь планирования будущего и индивидуально-психологических особенностей.
7. Проанализировать взаимосвязь отношения ко времени и планирования будущего.
В качестве объекта исследования выступили 50 человек в двух возрастных категориях: студенты в возрасте от 20 до 25 лет (М = 22) и взрослые в возрасте от 35 до 45 лет (М = 40,7).
Методики. 1) Анкета, разработанная для данного исследования с целью выявления особенностей планирования будущего у участников. Анкета позволяет выяснить следующие вопросы: количество актуальных целей участника исследования, продумывает ли он пути достижения целей, наличие в системе целей взаимосвязей и противоречий, краткость или детализированность планирования и т.д. 2) Семантический дифференциал. 3) Временные ориентации Е.И. Головахи и А.А. Кроника. 4) Рисунок времени. 5) Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. 6) «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенное исследование показало, что для данной выборки характерен средний уровень самооценки. Структура взаимосвязей компонентов самосознания в период ранней и средней взрослости имеет не очень существенные различия. У взрослых активность Я в большей степени зависит от самооценки, у студентов – от самооценки и уровня притязаний личности.
Для периода взрослости характерна тенденция воспринимать будущее более положительным, сложным и упорядоченным, нежели прошлое и настоящее. Настоящее же выступает наиболее активным из всех временных образов. Это может объясняться тем, что поведение и деятельность человека осуществляются именно в актуальном настоящем, тогда как будущее – проективное пространство, насыщаемое будущими делами и событиями, обычно наиболее желаемыми для личности, что определяет его более позитивный образ.
Студенты склонны воспринимать время более сильным и сложным, а будущее – более сложным, чем взрослые, что может объясняться меньшими навыками управления временными ресурсами по сравнению с 35–45-летними людьми, а также более протяженной временной перспективой. Для периода средней взрослости характерно наделение прошлого большей активностью, что объясняется тенденцией к переоценке прошлого опыта на данном этапе жизненного пути.
Анализ внутрифункциональных взаимосвязей параметров отношения ко времени выявил различия в их структуре между двумя возрастными группами. В качестве интегратора временной картины в периоды ранней и средней взрослости выступают различные параметры.
Особенности планирования будущего в период взрослости характеризуются тенденцией подробно продумывать цели, а также пути их достижения. Большинство целей относятся к ближайшему десятилетию. Цели взрослого человека в большей степени основаны на собственных желаниях и ориентированы на дальнейшее развитие личности (рис. 1).
Выявлены значимые различия особенностей планирования в период ранней и средней взрослости. Для студентов характерна более протяженная временная перспектива, большее количество целей и сфер, в которых осуществляется планирование (табл. 1). Эти различия могут объясняться тем, что молодым людям только предстоит решать многие задачи, которые уже не стоят перед следующим поколением – создание семьи, устройство на работу по будущей специальности, получение новых знаний и опыта.
Рис.1. Обусловленность целей взрослого человека
Таблица 1
Значимые отличия групп по параметрам планирования будущего
Показатель | Среднее значениев группе «Взрослые» | Среднее значениев группе «Студенты» | t-критерий | p |
Количество целей | 4,24 | 7,32 | 4,23 | 0,00 |
Количество сфер | 3,88 | 4,84 | 2,10 | 0,04 |
Максимальный срок планирования | 7,75 | 13,04 | 2,49 | 0,02 |
Данная выборка характеризуется средним уровнем осознанной саморегуляции. Все звенья этого процесса развиты примерно в равной степени. Наиболее часто встречающимися являются люди со вторым и пятым типом профиля саморегуляции поведения. То есть как те, для которых характерна четкость постановки целей, тщательное планирование, назначение конкретных сроков ее выполнения, гибкость реализации программы, так и те, которым свойственны неопределенность и непостоянство планов и недостаточная самоорганизация деятельности.
Анализ внутрифункциональных взаимосвязей параметров саморегуляции в каждой возрастной группе показал, что к периоду средней взрослости система саморегуляции приобретает большую интегрированность, а вместе с ней, вероятно, большую устойчивость и значительное влияние на поведение человека. Он также выявил большее количество корреляций между данными параметрами в период средней взрослости. Данная взаимосвязь может иметь двойственное значение. С одной стороны, развитие с возрастом системы осознанной саморегуляции обусловливает успешность человека в реализации своей деятельности, что логично влияет на то, как он оценивает себя. С другой стороны, развитие личности предполагает развитие ее представлений о себе, способностей к рефлексии, что влияет на успешность осуществления процесса осознанной саморегуляции.
Анализ межфункциональных взаимосвязей особенностей самосознания и планирования будущего показал различную роль самосознания в процессах планирования в разные периоды взрослости. У молодых людей особенности их представлений о себе являются определяющими при построении гармоничной системы целей. С возрастом значение данных параметров снижается.
В периоды как ранней, так и средней взрослости самосознание личности играет существенную роль в отношении человека ко времени. Однако изучение межфункциональных связей особенностей самосознания и отношения ко времени в двух возрастных группах выявило их различную структуру на разных этапах. Для периода ранней взрослости характерна ведущая роль активности Я, тогда как в период средней взрослости эта роль принадлежит силе Я. Данные различия могут иметь следующее объяснение. Молодые люди находятся в начале своего самостоятельного пути, они полны сил и стремятся реализовать себя, ориентируясь на будущее, что определяет их отношение ко времени как динамичному, стремительному процессу, развитию. Взрослые же к данному периоду своей жизни обычно достигают определенного уровня, статуса, который выражается в ощущении силы или слабости собственного Я, что обусловливает отношение взрослого человека к своему прошлому, настоящему и будущему, а также времени в целом.
Корреляционный анализ показал, что индивидуальные особенности саморегуляции, в частности стилевые, оказывают влияние на характер планирования человеком своего будущего. Сравнение взаимосвязей данных параметров в группах студентов и взрослых показало, что с возрастом это влияние усиливается, что объяснимо исходя из уже установленного факта совершенствования системы саморегуляции в процессе онтогенетического развития человека. Выявлены взаимосвязи особенностей осознанной саморегуляции и отношения ко времени. Сравнивая группу студентов и взрослых, можно отметить, что хотя по содержанию взаимосвязи данных параметров несколько различаются, их характер остается устойчивым на протяжении всего периода взрослости.
Анализ межфункциональных связей отношения ко времени и особенностей планирования будущего показал, что данные взаимосвязи подвержены возрастной изменчивости. В период ранней взрослости эти связи менее устойчивы, и ведущую роль играют оценочные компоненты временных образов. В зависимости от того, как молодые люди оценивают свой прошлый опыт и актуальную жизненную ситуацию, насколько оптимистично смотрят в будущее, формируются их планы на будущее. Положительная оценка обусловливает построение гармоничной системы целей. В период средней взрослости взаимосвязи параметров становятся более тесными, и главную роль начинает играть силовая характеристика временных образов, тот потенциал, которым обладает время жизни.
ВЫВОДЫ
1. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что существует взаимосвязь между отношением ко времени, планированием будущего и индивидуально-психологическими особенностями. Анализ и интерпретация результатов показали, что взрослый человек воспринимает время сквозь призму своего Я. Сформированные представления о времени, а также о себе самом определяют готовность человека взаимодействовать со временем, а также способ, которым он будет это делать, и таким образом влияют на индивидуальные особенности планирования.
2. Уровень развития осознанной саморегуляции обусловливает способность взрослого человека осуществлять планирование собственного будущего, а ее стилевые особенности, вероятно, оказывают влияние на специфику этого планирования. Обнаружены возрастные различия в отношении ко времени в целом и будущему, в частности. Выявлено, что с возрастом меняется структура временной картины самосознания. В периоды ранней и средней взрослости люди по-разному планируют свое будущее, что взаимосвязано с развитием самосознания и системы осознанной саморегуляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты углубляют представления о развитии самосознания и саморегуляции в период взрослости, особенностях планирования будущего в связи с возрастным развитием и психологическими характеристиками. Они могут быть использованы в работе со взрослыми, позволяя усовершенствовать приемы консультирования, а также в разработке прикладных программ, направленных на развитие способности к планированию, в частности в тайм-менеджменте.
ЛИТЕРАТУРА
- Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001.
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.
- Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984.
- Злобина Е.Г. Диалектика индивидуального жизнетворчества // Жизнь как творчество. – Киев: Наукова думка, 1985.
- Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени // Гуманистические проблемы психологической теории. – М.: Наука, 1995.
- Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Там же.
- Гинзбург М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
- Калинин С.И. Тайм-менеджмент. – СПб.: Речь, 2006.
(Сборник статей по материалам лучших дипломных работ выпускников факультета психологии СПбГУ 2007 года, СПб., 2008.)